Александра Ромашова. Голос «Лунного города» - 10 лет программе.


Интервью для журнала "ГОРОДСКОЙ ШТУРМАН" 2006 год

 

«Лунный город» - единственная в Петербурге программа, посвященная экспериментальной, авангардной электронной музыке. Ее бессменный автор и ведущая - Александра Ромашова, чей стиль - спокойный и размеренный рассказ о группе и музыке, без оценок и навязывания собственного мнения. Александра, вы уже 10 лет ведете передачу «Лунный город».


-Как вы умудряетесь находить новые темы, музыку?

-С трудом и горем пополам. Хотя раньше было сложнее. Потому что хоть материала было много, его было труднее достать. Теперь, когда у программы «Лунный город» есть имя, аудитория, материал сам приходит, мне звонят, предлагают что-то. То есть, с одной стороны, стало легче, а с другой, - сложнее, потому что музыка меняется, появляется что-то новое. Иногда хорошее, но в основном, это перепевки уже существующего. Это не значит, что нет хорошей музыки, она есть. Но как-то ее сложнее стало находить. Выуживать из большого потока.


-Кстати, как родилась ваша программа, и почему вы выбрали именно эту музыку?

-Трудно сказать. Был определенный интерес к ней, и не только у меня, но и у людей. И мало кто этим занимался. Меня это увлекло очень сильно, поскольку пошла отдача. Так долго собственно благодаря этому передача и существует. Благодаря интересу людей и постоянному вниманию. Сейчас мой интерес к этой программе гораздо меньше, а внимания слушателей даже больше.


-Направление еще актуально, оно не умирает? Как оно живет?

Оно всегда было. Та же этническая музыка, - она вообще вечна. И затрагивает все самые сердечные струны человека независимо от национальности. Это музыка души. У меня часто пытаются допытаться по поводу жанров музыки, которая звучит в «Лунном городе». Для меня лично вся музыка делится на два жанра: нравится и не нравится. На ту, что затрагивает сердечные струны и ту, что не затрагивает. Я никогда не ставлю в программе музыку, которая не нравится мне лично.

-То есть вы ориентируетесь только на собственный вкус?

-Да, потому что считаю, что с годами приходит внутреннее чутье. Я знаю, что нужно людям, что им понравится. И что хорошо прозвучит в эфире


-Как вы думаете, может подобная музыка изменить музыкальный вкус человека? -Да, и таких примеров много. Эта музыка может изменить даже мировоззрение! Не хотелось бы хвастаться, но я действительно слышала такие отзывы. Потому что музыка «ведет» за собой много других вещей. Например, если я слушаю музыку с индийскими мотивами, мне всегда интересно узнать, что это за инструменты. Я начинаю копать глубже, выясняю, что эти инструменты пришли с юга Индии. И оказывается, юг Индии по музыке отличается от севера больше, чем европейская музыка от индийской. Мне это страшно интересно. Я думаю, что так люди могут узнать для себя много нового. Или возьмем, к примеру, кельтскую культуру – там же огромный пласт мифов, легенд, традиций. На фоне музыки постоянно делаешь открытия в других сферах.


-Вы сами какое радио слушаете?

-«Радио Рокс», я тут работаю, его и слушаю.


-Предсказуемый ответ…

-Конечно.


-А для души вы какую музыку ставите?

-А никакую не ставлю! Не хотелось бы говорить, что я ненавижу музыку, но просто устала уже от всего. Знаете, я как повара, которые дома не готовят.


-Вы ходите в филармонию?

Давненько не была. Я очень много ходила, когда училась. Слушала все симфонии Чайковского, Бетховена, занималась самообразованием...


-А в клубы?

Нет, я уже вышла из того возраста, когда это было интересно. Это тяжело, они ночные, там накурено – я этого не люблю.


-Что вы делаете помимо радио? Свою музыку не хотелось создать?

 

-Нет, упаси боже! Я же не музыкант. Нет. У меня нет желания, и таких амбиций нет.


-Какого формата, на ваш взгляд, не хватает у нас на радио?

-В принципе, из популярной музыки все ниши заняты. А музыки много, очень много всякой разной. Мы ее совершенно не знаем. Я, например, когда бываю в Хельсинки, включаю там местные станции, люблю финскую музыку. Она такая спокойная... Я люблю народную музыку в самых разных ее проявлениях и смыслах.


-Кстати, финская народная – она веселая?

Она разная – есть веселая, грустная, а есть просто душераздирающие баллады. Как и русская народная. Для меня русская народная музыка – это не та, что испокон веков существует, это может быть музыка, созданная и в 20 веке в жанре русской народной. Русская – это то, что «ложится» на сердце. Но конечно, не группа «Золотое кольцо», не Надежда Бабкина - это кич.




-Ваши слушатели активно влияют на создание программ?

-Я очень замкнутая, поэтому не особенно активно взаимодействую со слушателями. Конечно, слушатели влияют, но не в той мере, как они сами ожидают. Основной вопрос, который задают ведущему, независимо от жанра, - «а почему у вас не играет то-то?» Ну как я могу ответить на этот вопрос? Либо мне это не нравится, либо это не укладывается в формат. Ну а если это достойная музыка – значит, она уже была или еще будет в эфире. Разумеется, за 10 лет все громкие имена я уже осветила. Все ведь зависит от музыкального материала. На основании его я уже начинаю придумывать. Или например, люди говорят – «вот я когда-то жил в Америке, у меня была пластинка такой-то группы, она даже вообще никогда не выходила на компакт-дисках, у вас нет случайно?» Я говорю: «Конечно, нет, откуда у меня такое может быть!?» Люди обращаются на радио, как будто тут всемогущие боги работают. В принципе, у меня возможность найти что-то больше, чем у простых людей, но они тоже не безграничны.


-Какая музыка больше всего нашему городу подходит?

-А всякая. Но, безусловно, не поп. Разная, в зависимости от времени суток. Это и хороший джаз, и какая-то электронная музыка вне времени, вне пространства. Просто красивые мелодии, сопровождающие созерцание каких-то видов. Опять же наша эстрада 50-60-70-х годов или хороший старый американский джаз. И, безусловно, классика. Гимн великому городу.


- Вам часто хочется похохмить в эфире?

В рамках «Лунного города» я могу только сыронизировать. Но в линейном эфире, в программе «Приметы времени», например, я постоянно этим занимаюсь. Без шуток никуда не денешься.


-Что вы думаете о концертной жизни в Питере?

- Мало... Мало хорошего и, может быть, мало хороших залов. Это не только мое мнение, это мнение многих людей. Нет хорошего зала на уровне где-то между БКЗ и «Ледовым». Зато те же рок кумиры последние годы стали появляться. То, что 20 лет назад казалось фантастикой, теперь есть.

 

-А кого совсем не хватает, кто к нам не едет?

-По моему жанру я могла бы огласить целый список. А по рок-музыке – не хватает группы AC DC, все давно мечтают, но это чертовски дорого и совершенно невозможно. У нас в эфире это уже предмет постоянных шуток – когда же к нам AC DC приедет.


- В этом месяце вы на кого наметили себе сходить?

- На Гаспаряна. И на Deep Purple. Это уже традиция, хоть я была уже на их концертах, но обязательно еще раз схожу.


Беседовала Анастасия Амелина

 

 

Интервью с Александрой Ромашовой

Автор: Даниил Цой

 

«Лунный город» – единственная в Санкт Петербурге музыкальная программа электронной, экспериментальной, авангардной, экзотической музыки. Программа еженедельно собирает у радиоприемников многотысячную аудиторию.

О программе «Лунный город» строится по принципу музыкального калейдоскопа, охватывая различные жанры и направления и создавая специфическую атмосферу настроений. В Лунном городе звучит не только электронная музыка в классическом понимании этого термина. Диапазон музыкальных произведений очень широк. Основные жанры музыки-экзитика, эксперимент, электроника. Каждая отдельная передача – это портрет какого-либо музыканта, обзор новинок прогрессивной музыки, премьера альбома и.т.д. Среди имен исполнителей и коллективов, чьи произведения наиболее отвечают духу передачи – Брайан Ино, Дэвид Сильвиан, Майкл Брук, Энди Саммерс, Дэвид Торн, Эния, группы Джапан, Дэд Кэн Дэнс и многие другие. Лунный город впервые появился в эфире в октябре 1996 года. Программа не ограничивается именами исполнителей какой-либо определенной музыкальной школы, вы можете услышать здесь музыку самых разных направлений – кельтские, скандинавские, арабские мотивы в современном звучании, классическую электронику, эмбиент, нью-эдж, произведения мастеров экспериментальной и авангардной музыки и многое другое. Автор представляет творчество исполнителей и коллективов в его развитии. Один из главных принципов – не давать оценок и не навязывать мнения о музыке, но заинтересовать, заинтриговать и дать возможность слушателям самим составить мнение о том, что они слышат. Биография Александра Ромашова 1993 год. Начала работать ведущей эфира на Радио Рокс (Санкт-Петербург) 1996 год. Первый выход программы «Лунный Город» 2003 год. Получила Премию Попова в области радиовещания в номинации «Лучший женский голос» 2006 год. Ведущая программ «Лунный город» и «Приметы времени» с Александром Цыпиным Однако мало кому известно, что Александра Ромашова знает толк не только в музыке, но и в ремонте. Об этом и многом другом она согласилась с нами побеседовать.

 

Интервью

 

-Какие у вас отношения с ремонтом?


-Знаете, как сказал Жванецкий? «Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить усилием воли» (смеется).-Я, конечно, делала ремонт, как, наверное, любой нормальный человек в России. Не могу сказать, что мне нравится это занятие. Да и потом, ремонт доставляет радость, только если ты обустраиваешь собственный дом. А у меня своей квартиры пока нет, поэтому в ближайшее время я больше не собираюсь с этим связываться.


-А если бы была? Наверняка у Вас есть какие-то планы, как устроить дом. Что будет его основной чертой? Может, Вам нравится какой-то определенный стиль?


-Ну, если уж мечтать… Главное – дом должен быть уютным.


-То есть?


-Мой дом будет теплым. Теплые цвета, обязательно цветы на окнах. Возможно, что-то со скандинавской эстетикой. Деревянные панели. Да, дерева хочу много. Но при этом квартира должна быть достаточно лаконичной, без слишком уж кричащих изысков вроде кованых ножек у стола. Возможно, даже что-то восточное, но только в той мере, в какой это близко к России. Уют, конечно, создают люди, а не вещи, но вещи все же неплохо помогают. Поэтому вещей будет много (снова смеется). Не знаю, может, кто-то сочтет это бардаком, но мне удобно, когда на столе много бумаг. Я привыкла, что все под рукой. И потом, это тоже часть обстановки. Единственное, чего в моем доме точно никогда не будет – это пепельниц!


-Почему?


-Я терпеть не могу сигареты и курящих людей. Почему я должна терпеть неприятный запах, если кто-то потакает своим вредным привычкам?


-Ясно… (стараюсь не дышать) Расскажите пожалуйста, в чем секрет такой популярности «Лунного города» даже через десять лет.


-Только в том, что у меня ангельское терпение! Конечно, любое дело, даже самое любимое, со временем надоедает. Но люди меня слушают, поэтому я не могу их просто взять и бросить. Приходится бороться, работать, придумывать новые темы…


-Кстати, как вы умудряетесь это делать? Неужели за столько лет вы не успели осветить всю электронную музыку?


-Ха! Скажу по секрету, темы уже давно кончились. Но с другой стороны, электронная музыка очень молода, поэтому постоянно появляется что-то новое, всплывают новые имена, появляются новые интересные команды и трэки. Главное – их найти. Но со временем, конечно, делать это все труднее.


-А что со стилями? Вы их как-то определяете? Ведь в такой массе музыки невозможно находиться, не зная даже, как это называется!


- Не согласна. Я делю музыку на два направления – «нравится» и «не нравится». Все просто. Поэтому если мне звонят и спрашивают, музыка какого направления сейчас звучит, я спрашиваю в ответ – а вам нравится? Если нравится, то зачем вешать на это какой-то еще ярлык? Если нет, то какая разница, как это называется?! Некоторые мои знакомые даже считают, что есть такой стиль – «Лунный город». Приходят в магазин и так и спрашивают.


-Какие планы на ближайший год?


-Не планирую ничего так надолго! Точно могу сказать только одно – будет как можно больше музыки, и я останусь на Роксе. Возможно, запущу новую программу… но это пока секрет!