15 мая 1948 года на свет появился Брайан Ино- истинная легенда электронной и авангардной музыки. Родоначальник стиля эмбиент, участник легендарных ROXY MUSIC, неутомимый экспериментатор, великий мыслитель и провидец, он многое сделал в жизни, и будем надеяться, что еще сделает.

Brian Eno родился в Вудбридж (Woodbridge), в Саффолке (Suffolk) в Англии, 15 мая 1948 года. При крещении ему было дано имя Brian Peter George St. John le Baptiste de La Salle Eno.

Образованием его до 16 лет занимались монахи ордена De La Selle, после чего он прошел двухлетний курс обучения в Ипсвичской школе искусств (Ipswich Art School). "Я поступил в художественную школу, потому что не хотел заниматься обычной работой по найму. Я видел в этом какой-то подвох, западню. Фактически это очень характерно для моей жизни: делать что-либо не для достижения чего-то, а скорее для того, чтобы чего-то избежать", - говорил Eno. 

В 1965 году Eno покидает Ипсвич и переводится в Винчестерскую школу искусств - там было 30 студийных магнитофонов (правда, только два из них исправных). Винчестер был традиционным заведением, и поэтому эксперименты приходилось держать в тайне, из-за чего большинство студентов считали Eno несколько странным, если не сказать большего. "Я чувствовал, что искусство - это гораздо более серьезная вещь, чем они все считают. Они полагали, что оно лишь декоративно или может сделать уже существующие вещи намного лучше. Я же думал, что это более обширное понятие, но, к сожалению, ничем не мог это подтвердить. Даже моя любимая учительница, очень яркая женщина, преподававшая логику, говорила: "Я не могу понять, почему, обладая столь замечательным умом, ты занимаешься подобной ерундой", а она была очень, очень образованной. Так я защищал свою точку зрения, сражаясь и экспериментируя 10 лет, после чего мои мысли и способы думать претерпели некоторые изменения." 

Eno много читал о назначении искусства. "Сперва я был согласен с Джоном Кейджем, говорившим, что "искусство - это бесцельная игра ради игры". Потом я отбросил эту мысль и стал считать, что это род своеобразной медитативной активности", - вспоминает Eno.

Примерно в это же время группа "Who" выпускает альбом "My Generation", который всерьез заинтересовал Eno. И он решил организовать собственную группу THE MAXWELL DEMON со своими сокурсниками и гитаристом Энтони Грэфтоном

В конце 1969 года Brian Eno перезжает в Лондон и живет там в творческой коммуне, члены которой зарабатывали на жизнь различными проектами. Рядом со ним жили интереснейшие люди.  Жизнь вольного художника может быть яркой и насыщенной, но постоянный доход она принoсит редко, и Eno устраивается  ассистентом в отдел рекламы местной газеты. После того, как он понял, что исчерпал себя на данном поприще, он стал дилером "трехгрошовой" электроники: скупая старые динамики, он мастерил для них корпуса и продавал своим друзьям. 


В конце 1970 года Brian случайно встречает саксофониста Энди Маккей.

 Он взял Брайана в свою группу  техническим ассистентом, так как у него был собственный студийный магнитофон, а группа нуждалась в демо-записи.

Группа называлась "Roxy Music", а лидером ее был Брайан Ферри.

Позже Eno уговорили покинуть место за пультом и переместиться на сцену за синтезатор. Оборудование и звучание группы сделало бессмертными имена двух Brianов - Ферри и Brian Eno.

Но постепенно Ино обретал все большую уверенность. До Ферри начали доходить слухи о записях Eno и Фриппа, о других его работах.И в июне 1973 года ROXY MUSIC отыграли свой последний концерт . Именно после этого выступления Ферри заявил менеджерам, что он никогда больше не выйдет на сцену с Brian Eno. Так началась его самостоятельная творческая жизнь. Его первые работы были отвергнуты звукозаписывающими копаниями.

Ему и самрму перестало нравится то, что он делает.

"Я решил, что абсолютно не хочу становиться звездой, потому что это сделает неизвестным то, что я действительно хочу сделать. Я решил, что предпочту запись живому исполнению (честно говоря, мне не очень и хотелось снова появляться на сцене)".

Затем  была поездка в Америку. Вернувшись домой, в Лондон, Brian Eno стал перебирать сотни лент с музыкальными фрагментами, накопленными за десять лет работы. Eno позвонил Филу Манзанера и попросил помочь в работе. из отрезков пленки с записанными битами и музыкальными фразами, которые Brian Eno отдал Филу, было составлено едEnoе целое произведение, так как Манзанера понял его идею без объяснений. Работа называлась "The True Wheel. Увы , но любимое творение музыканта было встречено критикой прохладно, Брайан был в расстройстве и в эти дни попал даже в аварию, его сбила машина и требовалось серьезное лечение.

Однажды, в один из дней его долгого выздоровления, ему принесли  записи произведений для арфы. Eno поставил альбом на проигрывание. В комнате царил полумрак, и за окнами вовсю лил дождь. Необычные звуки неожиданно потекли из динамиков - один из стереоканалов не работал, а другой начал воспроизводить обратную сторону, причем задом наперед. Лента оказалась заправленной изнаночной стороной наружу, но сил встать и все исправить у Брайана  не было.

"Это был очень приятный эксперимент. Отсюда и взялась идея о музыке окружающей среды, на мой взгляд, довольно серьезная и концептуальная. Вовсе не вздор, как считали почему-то многие. Мне показалось, что я нашел нечто, простирающееся между экстремально прекрасным и невыразимо обычным и повседневным". 

Так в 1975 году появился альбом  "Discreet Music". Это и по сей день одна из его любимейших работ. В ней Brian наиграл короткие музыкальные фразы на синтезаторе и наложил на них фонограмму, сделанную из множества вручную подобранных фрагментов, в основном перевернутых и прокрученных в два раза медленней, чем при записи. Особенностью было то, что на разной громкости эти фрагменты звучали по-разному, но не доминируя при этом и не пропадая из поля внимания.

 Следующим альбомом, где продолжалось развитие данных идей, стал "Another Green World . Слово "ледяной" для описания этой музыки подходит как нельзя более кстати.

Примерно в это же время Eno стал сотрудничать с Дэвидом Боуи, что вылилось в трилогию "Low", "Heroesand" и "Lodger". Эти три альбома, записанные совместно с Робертом Фриппом, многие фэны Боуи до сих пор считают вершEnoй карьеры Дэвида.

 Brian Eno продолжал свои эксперименты, в то же время сотрудничая в качестве продюсера, с такими группами, как ULTRAVOX, CLUSTER, TALKING HEADS,U-2, а также собирая материал для альбома "Music For Films", представляющего из себя попурри из музыкальных фрагментов.

 Изыскания привели не только к созданию этой работы, но и последующей, которая получила название "Ambient1: Music For Airports".

Этот альбом критики наших дней считают одной из первых эмбиентных работ. Звуки аэропортов, самолетов, взлетающих и заходящих на посадку, далекие голоса, шум залов ожидания...

 

Б. Ино давно не удовлетворен тем, как используются компьютеры. Сейчас, говорит он, все что-то записывают, просто потому, что это модно. он предлагает собственный метод использования компьютера, предназначенный преобразовать мертвые музыкальные технологии посредством "генеративной музыки", в активные творческие системы. Основу идеи зародили программы, известные под названием screen savers, которые создают постоянно изменяющиеся блоки изображений, когда компьютер отдыхает. Они продуцируют новые картинки без участия кого-либо, ограниченные лишь сложностью установок программы, вне временных рамок.

Использование двух зацикленных кусков магнитной ленты, наложенных и сонаправленно движущихся без синхронизации, давало совершенно опустошительный эффект. Две мелодии протекали друг сквозь друга, постоянно меняясь, давая все новые и новые сочетания. В приложении же к системной компьютерной музыке это выглядело примерно так: необходимо произвести ряд операций и начальных процедур, после чего предоставить им свободу для дальнейшего саморазвития.


"Я всегда был несчастен из-за того, что живое, развивающееся исполнение, записанное на носитель и проданное людям, это уже просто запись, которая повторяет сама себя и никогда уже не изменится. Поэтому я и разработал идеологию, вылившуюся в создание программы Koan и Koan Pro в дальнейшем. Вы вводите в систему правила игры, и она начинает выдавать для вас музыку. Эта сила может создать нечто настолько запредельное, что невозможно даже вообразить, ведь можно услышать лишь часть, ограниченную временем, но никогда все целиком. То, что можно создать музыку, которая способна жить сама по себе, радует и пугает одновременно", - говорит Brian Eno  Мы имели тридцать тысяч лет музыки, которая никогда точно уже не повторится. Каждый перфоманс оркестровой музыки является лишь индивидуальной интерпретацией каждого. Но потом появился восковой цилиндр, диски, магнитная лента, компакт-диск, удобные для использования практически везде. Генеративная музыка - это новый способ работы с комбинациями самой разной - как живой, так и записанной - музыки То есть теперь есть три альтернативы: живая музыка, записанная музыка и музыка генеративная." 

Среди любимых работ Б. Ено назовем- "Thursday Afternoon"- это серия  видеозарисовок обнаженной женской натуры, снятой в Сан-Франциско. Музыкальное сопровождение было выполнена в духе "Music For Films" и "Ambient 1: Music For Airports".

 В 1982 году появляется альбом "On Land", посвященный местам, где прошло детство Brian'a, наполненный звучанием природы и далекими воспоминаниями. Вслед за этим появились такие альбомы, как "Music For Films Vol.2, Vol.3", "Apollo - Atmospheres & Soundtracks", "Nerve Net", "The Shutov Assembly", "Neroli", "Instrumental (3-CD)", "Vocal (3-CD)", "The Drop" и многое другое.


http://www.enoweb.co.uk/